Фото: Дмитрий Питенин
Фото: Валерий Романов
Во время съемки кораблекрушения дополнительное развлечение фотографам может доставить местная молодежь, которая с берега по канату перебирается на судно, поднимается на его мачту и, раскачиваясь как следует на остатках такелажа, прыгает в море.
Температура воздуха - +10 - +14, воды - +18. Ветер – 10-15 м/с. Периодически меня посещала надежда, что вертолет ВВС Великобритании в один прекрасный момент прилетит и за этими шальными клифф-дайверами, но ребята через некоторое время ретировались своими силами.
Интерес фотографа иногда пробуждают не только любители прыжков, но и кипрские фермеры. Можно встретить коз, неторопливо пережевывающих бананы. Или увидеть не до конца сожженную кучу мандариновых деревьев.
Фото: Валерий Романов
Фото: Валерий Романов
Позабытые гранаты.
Фото: Валерий Романов
Фото: Валерий Романов
Если же по каким-то причинам пейзажи, разбавленные продуктами человеческой мысли, вас не удовлетворяют – например, если вы хотите снять кадр для фотоконкурса «Дикая природа Кипра», - то местное побережье предоставит вам такую возможность.
Фото: Дмитрий Питенин
В одном из мест над небольшой пещерой дождевая вода проделала небольшое русло в известняке. Поэтому во время утреннего дождя, можно прятаться в этой пещерке и представлять, что находишься под небольшим Сельяландсфоссом.
Фото: Дмитрий Питенин
Красивая фактура скал и облачная погода дают возможность снимать и классические морские пейзажи.
Фото: Валерий Романов
Даже находясь практически в одном месте – в 2-3 метрах друг от друга, - у двух фотографов получаются совершенно разные фотографии.
Фото: Дмитрий Питенин
Кстати, без британцев не обошлось и тут. Вершину Олимбоса, самой высокой горы Кипра, занимает их военная база с
радарами дальней локации. И если где и можно от них укрыться, так это в каком-нибудь узком ущелье или каньоне.
Авакас (или Авгас) – это ущелье, или, возможно, каньон в восточной части острова. Поскольку очень странно не иметь понятия, где ты находился 2 января, то в связи с этим была проведена кропотливая работа по выяснению того, чем является Авакас – каньоном или ущельем.
Фото: Валерий Романов
Фото: Валерий Романов
На этом эпоха великих географически открытий закончилась, но зато начались горы.
Несмотря на то, что в Кедровой долине, как следует из названия, преобладает кедр, небольшое количество лиственных деревьев – дубов и кленов, - придает этому месту особую красочность.
Фото: Валерий Романов
Говорят, что в заповеднике можно увидеть массу живности – начиная от куропаток и заканчивая муфлонами - местными баранами. Но видимо их, как и нас, распугала изменчивая погода – кроме живописного ручейка, усеянного золотом осенних листьев, больше фотографировать было некого.
Фото: Валерий Романов
Кто-то скажет, что такая особенность поведения местных животных выработалась из-за британских военных баз, но по нашему мнению, причина намного глубже. И скорее всего, в этом виноваты венецианцы. Если вы думаете, что мы хотели написать «венерианцы», то есть захватчики с Венеры, и просто произошла опечатка, то должны вас разочаровать - речь идет именно о гражданах Венеции.
Так получилось, что в 12 веке Ричард Львиное Сердце в крестовом походе в Святую Землю решил захватить Кипр – первую в мире страну, управлявшуюся христианами.
Сразу же после этого Ричард продал остров рыцарскому Ордену Тамплиеров. Киприотам по ряду причин это не понравилось, поэтому Ричард выкупил остров обратно и перепродал его крестоносцу из французского рода Лузильянов, который создал себе на острове небольшое уютное Кипрское королевство.
Еще через пару поколений из-за династических путаниц вдова последнего кипрского короля, по странному стечению обстоятельств, венецианка, любезно завещала остров Венеции.
Фото: Дмитрий Питенин
Поэтому, зайдя на Кипр, венецианцы восстановили часть замков тамплиеров, построили крепости в Фамагусте, Никосии и Кирении. Но, конечно же, самой большой мечтой венецианцев было построить мосты. Мосты не были нужны для обороны против Османской империи. Венецианцы просто скучали о своей малой родине – каналах, узких улочках, гондолах и, конечно же, мостах.
Расстояние от острова до ближайшего берега превышало строительные возможности венецианцев. Поэтому, боясь насмешек турков, они решили построить мосты в таких местах, где бы турки этого не увидели. Лучше всего для этой цели подошли горы.
Фото: Валерий Романов
Если же вы вновь вспоминаете, что участвуете в фотоконкурсе «Дикая природа Кипра» и джипы с мостами не для вас, вас выручат местные водопады.
Фото: Дмитрий Питенин
Кипр – сравнительно небольшой остров. Так что следует ожидать от него и сравнительно небольших водопадов. Все они, конечно же, расположены в горной части Кипра. Самый известный и самый высокий из водопадов – это Милломерис.
Поток воды небольшой горной речушки падает с высоты 15 метров в маленькое, 4 на 4 метра, озерцо, окруженное каменными скалами. Водопад превращен в туристическую достопримечательность – почти к самому озерцу ведет благоустроенная лестница с перилами.
Тем не менее, это не мешает съемке самого водопада. В зимнее время сплетенные корни деревьев, что окружают озерцо, покрыты красными листьями, что добавляет кадру живописности.
Фото: Валерий Романов
Милломерис – самый «цивилизованный» из водопадов. К нему можно проехать на машине, после чего остается только пройтись пешком по лестнице.
Остальные водопады не столь доступны, хотя любителям пеших прогулок 1-2 км не покажутся чем-то сложным.
Фото: Дмитрий Питенин
Фото: Валерий Романов
Намного проще и понятнее обстоят дела водопадом Меса Потамос. Те, кто изучали в школе историю, конечно же, помнят название региона, расположенного в долине рек Тигр и Евфрат – Месопотамию или Междуречье. Это древнегреческое название. Так что водопад Μέσα Ποταμού означает всего лишь «водопад на реке». Река эта очень спокойная, окружена с обеих сторон лесом, и тропа к водопаду напоминает прогулку по парку.
Фото: Валерий Романов
В качестве заключения можно сказать, что зимний Кипр является весьма удачным местом для пейзажного фотографа вне зависимости от стиля. Бесконечные пляжи, скалистые побережья, горные реки и каньоны – все эти места требуют спокойного, неторопливого и вдумчивого отношения к себе.
Объять весь Кипр за одну или две недели попросту невозможно. Как и в любом другом живописном месте, прежде чем фотографировать, хочется проникнуться его атмосферой, осмотреть с разных сторон и только потом уже нажимать на кнопку спуска затвора. Так что все вышеприведенные фотографии можно считать первым приближенным взглядом на этот почти незнакомый для российских фотографов остров.
Примечание: в тексте использованы строки из стихотворений Иосифа Бродского, Валерия Брюсова, Ивана Бунина, Александра Блока, Осипа Мандельштама, Всеволода Рождественского, Евгения Евтушенко, Игоря Северянина, Александра Пушкина, Бориса Поплавского, Бориса Пастернака, Александра Кушнера, Ильи Сельвинского.
Фотографии: Дмитрий Питенин, Валерий Романов