Весна. Валерий Романов, 2013
По данным журнала National Geographic, последние годы каждую секунду делается более 2500 снимков. Как вы думаете, чем снимок, сделанный вами только что, будет лучше, чем 2499 других, снятых за это же мгновение? Кто-то начнет рассуждать о композиции кадра. И в какой-то степени будет прав. Кто-то скажет о запечатленных моментах, пойманных эмоциях. И это тоже будет верно. Но, скорее всего, истина окажется куда более многогранной и будет включать в себя как творческие, так и технические стороны фотографии. Не претендуя в этой статье на всеобъемлющий анализ проблемы, тем не менее, мы постараемся рассмотреть некоторые моменты, которые повышают шанс получения достойного снимка.
Ищите мотив!
«Мотив — вот ключ ко всем поступкам», - сказал современный французский писатель Бернар Вербер. Действительно, это небольшое исследование целесообразнее всего начать с некоторых психологических аспектов, а именно с мотивации. Чтобы понять, какими принципами руководствуется фотограф, стремясь сделать снимок, воспользуемся теорией потребностей Маслоу – скорее всего, эта теория знакома всем по одноименной пирамиде потребностей. По мнению американского психолога Абрахама Маслоу, все потребности человека делятся на пять ступеней, движение по которым идет снизу вверх - от удовлетворения потребностей низшего уровня (физиологических и т.д.) к высшим (потребностей в уважении и самореализации).Каким образом все это относится к фотографии? Скорее всего, большинство читателей согласится с тем, что голодному человеку обычно не до фотографии - если не удовлетворены его основные физиологические потребности, потребности в жилье, то занятие фотографией в большинстве случаев отойдет на второй план, а первоочередными целями будут являться еда и крыша над головой. Конечно же, возможны и исключения – например, Винсент Ван Гог или Алексей Саврасов? Также у всех постоянно на слуху фраза «художник должен быть голодным». Действительно, и известный нидерландский художник, и известная песня «Миллион алых роз» выходят за рамки этой теории. Но подобные исключения только подтверждают правило. Что же касается голода, то, как справедливо замечено, это должен быть голод творческий, поскольку творчество, по словам публициста Дмитрия Ольшанского, не всегда возникает как следствие переживаний, как их трансформация, оно лежит совершенно в иной плоскости, чем реальная биография художника.
Собор Гроссмюнстер, Цюрих. Валерий Романов, 2013
Рассмотрим и противоположную ситуацию – человеку, стоящему на вершине пирамиды Маслоу, человеку, который добился в этой жизни признания окружающих и полностью реализует свои жизненные устремления на работе, дома или в бизнесе, если фотография и будет интересна, то только разве что с документальной точки зрения – для протоколирования каких-либо моментов, но вряд ли для творчества. Он не испытывает потребности в фотографическом процессе.
Можешь не писать – не пиши
Таким образом, складывается ситуация, что художественный, творческий подход к фотографии большинству людей не свойственен и не интересен. Потому что их мотивация направлена на удовлетворение совершенно других потребностей. Какой из этого следует вывод? Хорошие снимки будут получаться только у тех фотографов, которые стремятся этими фотографиями что-то доказать – либо себе, либо окружающим. Только когда у человека существует потребность - потребность в признании извне или потребность в самовыражении, - только тогда он будет искать, экспериментировать, пробовать.Но, как уже было сказано, все это теория. На практике же фотографируют все. В связи с этим вспоминается цитата, приписываемая Хемингуэю – «можешь не писать – не пиши». Аналогично и фотография - если можете не снимать, если вас не сжигает изнутри творчество – не снимайте. Иначе вы получите еще один протокольный кадр для семейного альбома. Один из тех 2500 кадров, что появились за прошедшую секунду и сразу же попали в мусорную корзину истории.
Но если творчество в вашей душе все же не дает вам покоя и вы понимаете, что не можете без фотографии, тогда начнем. Но начнем не с нажатия кнопки, а с того, что этому предшествует – с подготовки к съемке.
Основное внимание в этой статье будет уделено так называемой съемке на пленэре, то есть, при естественном свете и в естественных условиях. Тем не менее, рассматриваемые принципы во многом относятся и к другим жанрам фотографии.
Вне зависимости от того, будете ли вы фотографировать в знакомой местности или же планируете совершить поездку в дальние страны, определяться с объектом будущей съемки лучше всего заранее. Конечно, во фразе «у меня незашоренный взгляд, я сразу же увижу шедевр» есть доля истины, но более вероятно, что из-за увлечения новыми ракурсами по-настоящему уникальный кадр будет пропущен.
Фотография за чужой счет
По большому счету, при выборе объекта съемки есть два направления - воспользоваться чужим опытом или же набивать шишки самостоятельно. Причем чужими знаниями тоже можно пользоваться по-разному. Так, на самом первоначальном этапе, не имея опыта самостоятельных поездок, скорее всего, стоит воспользоваться организацией поездки "под ключ" - обычно такую возможность предоставляют разнообразные фототуры. Сегодня вам предложат практически любые варианты фототуров - начиная от однодневной поездки по вашему региону и заканчивая многонедельной экспедицией в Арктику. Авторы фотопутешествия продумают за вас большинство аспектов, вам останется только жать на спуск затвора.По словам фотопутешественника Антона Петруся, бывают разные форматы поездок. В обучающих фототурах основное внимание уделяется получению каких-то знаний. Подобные выезды предпочтительны для начинающих фотолюбителей, целью которых является стремление узнать что-то новое. В свою очередь, более опытные фотографы предпочтут туры, в которых основной «начинкой» являются интересные локации и места съемки.
Наедине с вселенной. Демерджи, Крым. Антон Петрусь, 2012
Естественно, такая организация дает как свои плюсы, так и минусы. Во-первых, это похожие кадры. Причем, подобная проблема стоит как для мастеров, так и для начинающих фотографов. Во-вторых, если график тура расписан до мелочей, то времени на поиск своих ракурсов у фотографа фактически не остается. В то же время есть и плюсы - теоретические и практические знания, получаемые в туре, не могут быть заменены ни самостоятельным изучением, ни учебой в фотошколах. Зачастую именно в турах происходит сильный качественный рост фотографа. Не стоит также исключать живое общение с единомышленниками и совместную съемку. Нахождение в группе очень дисциплинирует и, как с юмором подмечает Антон, исключает возможность проспать рассвет.
Итак, фототур – это, прежде всего, форма обучения, дающая возможность совместить теорию с практикой, то есть, сразу же воспользоваться полученными знаниями. Кроме того, такой формат подойдет для тех, кто не желает возиться с организацией поездки и готов полностью отдать себя в руки профессионалов. Но за это придётся платить свою цену – начиная от схожести фотографий и заканчивая собственно платой за тур…
Звонок другу или помощь зала?
Если же вы предпочитаете спокойное вдумчивое созерцание в уединении с объектом съемки, то для вас остается второй вариант - готовиться самостоятельно. То есть, по сути, выступить самому организатором фототура. На самом деле в этом нет ничего сложного. Для начала нужно только определиться с основным вопросом - что и где мы хотим снимать. Это может быть как заброшенная церковь в 70 километрах от города, так и побережье Тихого океана.Вне зависимости от расстояний, наиболее логичным будет начать с поиска фотографий интересующего места в интернете, тем более что миллиарды фотографий, что доступны во всемирной паутине, более-менее проиндексированы по ключевым словам. Например, собираясь в Швейцарию, стоит поискать на фоторесурсах фотографии с ключевыми словами «Швейцария», «Цюрих», «Женева», «Альпы», «Лаутербруннен» и многими другими. Тем более что авторы фотографий зачастую указывают под своими работами по 20-30 ассоциаций на разных языках. При этом можно пользоваться не только специализированными фотосайтами, но и социальными сетями, а также обычными поисковыми системами.
Швейцарские Альпы. Валерий Романов, 2013
Возможно, кто-то отнесется к чужим фотографиям с легким оттенком пренебрежения. Как бы то ни было, благодаря этим снимкам задача выбора правильных локаций, то есть, мест съемки, значительно облегчается. Воспользовавшись ключевыми словами в фотосообществах можно "подглядеть" действительно высококлассные снимки, а в поисковых системах, при определенной доле везения, можно найти фотографии с нереализованным их авторами потенциалом. И эти фотографии могут оказаться той самой удачей, что мы ищем.
Особо ценными при выборе мест будущей съемки могут оказаться советы коллег-фотографов, а если вы планируете снимать город, то и руферов – любителей покорять крыши и иные высотные объекты. Например, замечательный кадр Сергея Ершова удался исключительно благодаря помощи петербургских фотографов, а съемка Новодевичьего монастыря в Москве состоялась именно после общения с одним из московских руферов. Конечно же, эффективными являются собственные наблюдения и самостоятельные поездки по близлежащим местам. Это как раз тот случай, когда может сработать тот самый "незашоренный взгляд". Именно таким образом получилась вот эта фотография -сбер.
Три. Сергей Ершов, 2013
Новодевичий монастырь, Москва. Валерий Романов, 2012
Еще одним полезным инструментом являются интернет-карты и программы наподобие Google Earth. В популярных локациях - особенно в крупных городах и исторических центрах, - они дают уникальную возможность взглянуть в трехмерной проекции на ту или иную местность практически с любой точки, предоставляя тем самым возможность оценить будущую фотографию с того или иного ракурса.
Конечно же, есть и другие способы подготовки к выбору объекта съемки. Но как бы то ни было, речь идет именно о том, что именно этот подготовительный этап является залогом получения удачного снимка.
О весне, солнце и звездах
Кажется, теперь можно со спокойной душой покупать билеты, садиться за руль и ехать снимать. Но лучше не спешить, потому что после нахождения того, что снимать, то есть определения объекта съемки, надо определить и то, как этот объект снимать.Для начала желательно определить наиболее интересное направление съемки. Один и тот же живописный объект можно сфотографировать сверху и снизу, слева и справа. Каждое направление даст свой кадр. Скорее всего, определенные идеи уже сложатся в голове во время просмотра чужих снимков – что-то можно позаимствовать, а что-то придумается на основании собственного опыта.
Теперь, как ни парадоксально это звучит, стоит задуматься о времени года, когда будет проходить съемка. Во-первых, одни и те же места совершенно по-разному выглядят зимой, весной, осенью и летом. Во-вторых, возможно, что в то или иное время года доступ к объекту съемки будет невозможен или сопряжен со значительным риском – например, со съемкой скалы Золотые ворота в Крыму в зимнее время, скорее всего, возникнут серьезные сложности из-за штормов, в то время как летом у настойчивого фотографа может получиться очень красивый кадр.
Золотые ворота Карадага. Александр Нестеровский, 2012
Еще один важный момент связан с освещением. Во-первых, при съемке в естественных условиях – как на природе, так и в городе, важно помнить о том, где во время съемки будут находиться источники света - солнце или луна. Луна, находящаяся в нужном месте, может украсить вечерний кадр или наоборот, помешать при ночной съемке. Так же и солнце. Еще со времен школьных наблюдений за солнцем мы помним о том, что место и время восхода и захода небесных светил значительно меняется в зависимости как от времени года, так и конкретных дней. В результате выгодная для мая точка съемки Московского кремля с Софийской набережной совершенно не интересна для съемки, например, в ноябре.
Кремль. Валерий Романов, 2012
Во-вторых, фотографами очень ценится так называемое режимное время, то есть тот период времени, когда солнце находится близко к горизонту - иными словами, закаты и рассветы. К этому периоду опытного фотографа привлекают сразу несколько моментов. Во-первых, в это время плавно меняющаяся яркость неба становится равной яркости основного объекта съемки. Во-вторых, низкое солнце подчеркивает грани объекта съемки, дополняя их длинными тенями, что создает в кадре дополнительный объем. Ну и в-третьих, возникает возможность добавить в кадр великолепные краски заходящего неба.
Туманные горы Ай-Петри, Крым. Антон Петрусь, 2012
Но тут возникает естественный вопрос - а как же предугадать положение солнца – неужели надо носить с собой астролябию? К счастью для фотографов, сегодня вполне достаточно смартфона – практически под любые операционные системы разработаны специализированные программы. Кроме того, существует замечательный ресурс http://suncalc.net, сделанный веб-программистом и фотографом Владимиром Агафонкиным. На этой сайте можно определить положение солнца в любой точке мира в любое время.
Рассматривая все вышеперечисленные аспекты, не следует забывать и о таком важном элементе фотографии, как стиль съемки фотографа. Что имеется ввиду? Один и тот же объект каждый фотограф снимает по-своему. Кто-то предпочитает черно-белую фотографию, а кто-то - цветную. У одних есть стремление к сверхдлинным выдержкам, а другие стремятся поймать отдельные моменты. Кто-то снимает одним кадром, а для кого-то предпочтительнее клеить панорамы. Практически для каждого из этих стилей существуют свои особенности, которые следует учитывать, планируя съемку.
Такси на Дубровку
Завершая на этом рассматривать основные моменты, связанные с объектом съемки, не следует забывать и об организационных вопросах.Например, может оказаться жестко регламентированным доступ к точке съемки. Так, фотография Киевско-Печерской Лавры оказалась возможна только после предварительных согласований, вызванных тем, что точка съемки – Великая Лаврская колокольня, - была закрыта на реконструкцию. А вот получить замечательную фотографию Цюриха с колокольни церкви Св. Петра так и не удалось, поскольку она полностью закрыта для посетителей.
Вид на Лавру, Киев. Валерий Романов, 2010
Если сесть возможность, не следует стесняться прийти на место съемки заранее, чтобы еще раз уточнить ракурсы и проанализировать съемку – в режимное время дорогой может оказаться каждая минута, и вы можете упустить замечательный кадр только потому, что выбранная вами точка съемки окажется чуть менее удачной чем, та, что будет находиться буквально в 2 метрах от вас.
Также следует продумать вопрос с транспортом и снаряжением. Если у вас будет своя машина, то следует подумать о том, где вы ее оставите - в той же Швейцарии можно смело «убить» 10-15 минут на поиски удобной парковки. А представьте себе, что вы ищите ее в 3 часа утра! Аналогичные вопросы могут возникнуть и с общественным транспортом – скорее всего, ночью он ходить не будет. Если вы решите взять велосипед или скутер, подумайте о том, как выбудете размещать на нем ваше фотооборудование. Автору этих строк за 7 километров велопрогулки очень сильно «надоедал» непристроенный должным образом штатив.
Конечно же, отдельное внимание следует уделить снаряжению и одежде. Вы вполне можете оказаться на мокрых камнях под водопадом или же в заснеженных горах. От того, насколько правильно вы подготовитесь, будет зависеть и успех вашей съемки.
Мини-набор фотографа. Антон Петрусь, 2012
Итак, в общих чертах мы рассмотрели основные этапы, которые предшествуют удачному снимку. Конечно же, даже доскональное выполнение всех пунктов не гарантирует вам получения шедевра – следует помнить про индивидуальное мастерство фотографа и его фотографический опыт. Еще большую роль в получении хорошей фотографии играет творческое видение автора. Не следует забывать и про фотографическую удачу.
Тем не менее, по-прежнему каждую секунду в этом мире тысячи человек нажимают на кнопку спуска затвора камеры. И каждую минуту сотни тысяч фотографий разбегаются по социальным сетям. Но, будем надеяться, что теперь вам эта гонка не страшна. Потому что вы знаете, в каком направлении надо трудиться, чтобы сделать хорошую фотографию. Свою хорошую фотографию.
Текст: Валерий Романов
Фото: Сергей Ершов, Александр Нестеровский, Антон Петрусь, Валерий Романов