Весна. Валерий Романов, 2013
По данным журнала National Geographic, последние годы каждую секунду делается более 2500 снимков. Как вы думаете, чем снимок, сделанный вами только что, будет лучше, чем 2499 других, снятых за это же мгновение? Кто-то начнет рассуждать о композиции кадра. И в какой-то степени будет прав. Кто-то скажет о запечатленных моментах, пойманных эмоциях. И это тоже будет верно. Но, скорее всего, истина окажется куда более многогранной и будет включать в себя как творческие, так и технические стороны фотографии. Не претендуя в этой статье на всеобъемлющий анализ проблемы, тем не менее, мы постараемся рассмотреть некоторые моменты, которые повышают шанс получения достойного снимка.
Каким образом все это относится к фотографии? Скорее всего, большинство читателей согласится с тем, что голодному человеку обычно не до фотографии - если не удовлетворены его основные физиологические потребности, потребности в жилье, то занятие фотографией в большинстве случаев отойдет на второй план, а первоочередными целями будут являться еда и крыша над головой. Конечно же, возможны и исключения – например, Винсент Ван Гог или Алексей Саврасов? Также у всех постоянно на слуху фраза «художник должен быть голодным». Действительно, и известный нидерландский художник, и известная песня «Миллион алых роз» выходят за рамки этой теории. Но подобные исключения только подтверждают правило. Что же касается голода, то, как справедливо замечено, это должен быть голод творческий, поскольку творчество, по словам публициста Дмитрия Ольшанского, не всегда возникает как следствие переживаний, как их трансформация, оно лежит совершенно в иной плоскости, чем реальная биография художника.
Собор Гроссмюнстер, Цюрих. Валерий Романов, 2013
Рассмотрим и противоположную ситуацию – человеку, стоящему на вершине пирамиды Маслоу, человеку, который добился в этой жизни признания окружающих и полностью реализует свои жизненные устремления на работе, дома или в бизнесе, если фотография и будет интересна, то только разве что с документальной точки зрения – для протоколирования каких-либо моментов, но вряд ли для творчества. Он не испытывает потребности в фотографическом процессе.
Вне зависимости от того, будете ли вы фотографировать в знакомой местности или же планируете совершить поездку в дальние страны, определяться с объектом будущей съемки лучше всего заранее. Конечно, во фразе «у меня незашоренный взгляд, я сразу же увижу шедевр» есть доля истины, но более вероятно, что из-за увлечения новыми ракурсами по-настоящему уникальный кадр будет пропущен.
По словам фотопутешественника Антона Петруся, бывают разные форматы поездок. В обучающих фототурах основное внимание уделяется получению каких-то знаний. Подобные выезды предпочтительны для начинающих фотолюбителей, целью которых является стремление узнать что-то новое. В свою очередь, более опытные фотографы предпочтут туры, в которых основной «начинкой» являются интересные локации и места съемки.
Наедине с вселенной. Демерджи, Крым. Антон Петрусь, 2012
Итак, фототур – это, прежде всего, форма обучения, дающая возможность совместить теорию с практикой, то есть, сразу же воспользоваться полученными знаниями. Кроме того, такой формат подойдет для тех, кто не желает возиться с организацией поездки и готов полностью отдать себя в руки профессионалов. Но за это придётся платить свою цену – начиная от схожести фотографий и заканчивая собственно платой за тур…
Вне зависимости от расстояний, наиболее логичным будет начать с поиска фотографий интересующего места в интернете, тем более что миллиарды фотографий, что доступны во всемирной паутине, более-менее проиндексированы по ключевым словам. Например, собираясь в Швейцарию, стоит поискать на фоторесурсах фотографии с ключевыми словами «Швейцария», «Цюрих», «Женева», «Альпы», «Лаутербруннен» и многими другими. Тем более что авторы фотографий зачастую указывают под своими работами по 20-30 ассоциаций на разных языках. При этом можно пользоваться не только специализированными фотосайтами, но и социальными сетями, а также обычными поисковыми системами.
Швейцарские Альпы. Валерий Романов, 2013
Особо ценными при выборе мест будущей съемки могут оказаться советы коллег-фотографов, а если вы планируете снимать город, то и руферов – любителей покорять крыши и иные высотные объекты. Например, замечательный кадр Сергея Ершова удался исключительно благодаря помощи петербургских фотографов, а съемка Новодевичьего монастыря в Москве состоялась именно после общения с одним из московских руферов. Конечно же, эффективными являются собственные наблюдения и самостоятельные поездки по близлежащим местам. Это как раз тот случай, когда может сработать тот самый "незашоренный взгляд". Именно таким образом получилась вот эта фотография -сбер.
Три. Сергей Ершов, 2013
Новодевичий монастырь, Москва. Валерий Романов, 2012
Конечно же, есть и другие способы подготовки к выбору объекта съемки. Но как бы то ни было, речь идет именно о том, что именно этот подготовительный этап является залогом получения удачного снимка.
Теперь, как ни парадоксально это звучит, стоит задуматься о времени года, когда будет проходить съемка. Во-первых, одни и те же места совершенно по-разному выглядят зимой, весной, осенью и летом. Во-вторых, возможно, что в то или иное время года доступ к объекту съемки будет невозможен или сопряжен со значительным риском – например, со съемкой скалы Золотые ворота в Крыму в зимнее время, скорее всего, возникнут серьезные сложности из-за штормов, в то время как летом у настойчивого фотографа может получиться очень красивый кадр.
Золотые ворота Карадага. Александр Нестеровский, 2012
Еще один важный момент связан с освещением. Во-первых, при съемке в естественных условиях – как на природе, так и в городе, важно помнить о том, где во время съемки будут находиться источники света - солнце или луна. Луна, находящаяся в нужном месте, может украсить вечерний кадр или наоборот, помешать при ночной съемке. Так же и солнце. Еще со времен школьных наблюдений за солнцем мы помним о том, что место и время восхода и захода небесных светил значительно меняется в зависимости как от времени года, так и конкретных дней. В результате выгодная для мая точка съемки Московского кремля с Софийской набережной совершенно не интересна для съемки, например, в ноябре.
Кремль. Валерий Романов, 2012
Во-вторых, фотографами очень ценится так называемое режимное время, то есть тот период времени, когда солнце находится близко к горизонту - иными словами, закаты и рассветы. К этому периоду опытного фотографа привлекают сразу несколько моментов. Во-первых, в это время плавно меняющаяся яркость неба становится равной яркости основного объекта съемки. Во-вторых, низкое солнце подчеркивает грани объекта съемки, дополняя их длинными тенями, что создает в кадре дополнительный объем. Ну и в-третьих, возникает возможность добавить в кадр великолепные краски заходящего неба.
Туманные горы Ай-Петри, Крым. Антон Петрусь, 2012
Рассматривая все вышеперечисленные аспекты, не следует забывать и о таком важном элементе фотографии, как стиль съемки фотографа. Что имеется ввиду? Один и тот же объект каждый фотограф снимает по-своему. Кто-то предпочитает черно-белую фотографию, а кто-то - цветную. У одних есть стремление к сверхдлинным выдержкам, а другие стремятся поймать отдельные моменты. Кто-то снимает одним кадром, а для кого-то предпочтительнее клеить панорамы. Практически для каждого из этих стилей существуют свои особенности, которые следует учитывать, планируя съемку.
Например, может оказаться жестко регламентированным доступ к точке съемки. Так, фотография Киевско-Печерской Лавры оказалась возможна только после предварительных согласований, вызванных тем, что точка съемки – Великая Лаврская колокольня, - была закрыта на реконструкцию. А вот получить замечательную фотографию Цюриха с колокольни церкви Св. Петра так и не удалось, поскольку она полностью закрыта для посетителей.
Вид на Лавру, Киев. Валерий Романов, 2010
Конечно же, отдельное внимание следует уделить снаряжению и одежде. Вы вполне можете оказаться на мокрых камнях под водопадом или же в заснеженных горах. От того, насколько правильно вы подготовитесь, будет зависеть и успех вашей съемки.
Мини-набор фотографа. Антон Петрусь, 2012
Тем не менее, по-прежнему каждую секунду в этом мире тысячи человек нажимают на кнопку спуска затвора камеры. И каждую минуту сотни тысяч фотографий разбегаются по социальным сетям. Но, будем надеяться, что теперь вам эта гонка не страшна. Потому что вы знаете, в каком направлении надо трудиться, чтобы сделать хорошую фотографию. Свою хорошую фотографию.
Фото: Сергей Ершов, Александр Нестеровский, Антон Петрусь, Валерий Романов