В долине Ада, Караул-Оба, Крым. Сергей Ершов, 2013
Например, в работе Антона Баранникова внимательный зритель не только увидит милого ребенка в окружении фотографий, но и разглядит мечты маленькой балерины о будущем.
Все еще будет. Антон Баранников, 2010
В-третьих, даже в одинаковой среде и при идентичном уровне художественного образования восприятие зрителем изображения будет весьма субъективным, поскольку тут включается его (зрителя) собственное воображение (в идеале подталкиваемое той самой художественной формой). Так, в фотографии «Весна» каждый почувствует какие-то свои мотивы – одни подумают о безграничности и романтике, другие – о весеннем обновлении в жизни, а третьи – об одиночестве и туманности перспектив…
Весна. Валерий Романов, 2013
Таким образом, мы подходим к третьему компоненту – самому изображению. Ведь именно изображение является тем самым мостиком между умом художника и умом зрителя. Столь же важна и художественная форма изображения - от того, насколько грамотно фотограф воспользуется средствами художественной формы, зависит, подтолкнет ли она зрителя к тому содержанию, которое закладывал в снимок автор или нет.
Именно это, на наш взгляд, вполне удалось сделать путешественнику, фотографу Даниилу Коржонову. В этом классическом сюжете автору удалось реализовать свою идею - передать атмосферу весенней Тосканы, - благодаря удачному сочетанию продуманной композиции, деталей, дополняющих смысловое содержание снимка, вовремя пойманного света и великолепной перспективы кадра.
Весна в Тоскане. Даниил Коржонов, 2013
Однако, не следует забывать о том, что решение этих двух задач вовсе не гарантирует успех. Как верно отмечает автор многочисленных статей, книг и учебных пособий по вопросам художественной фотографии Л. П. Дыко, не следует забывать о «сложности художественно-композиционного творчества: можно изучить приемы заполнения картинной плоскости (и это необходимо на определенном этапе), можно познать систему средств расстановки акцентов в кадре (и это тоже обязательно нужно для овладения мастерством), а художественный результат все еще не будет достигнут».
Mt. Jordan And Lake Reflection, Sierra Nevada, California. Джоди Форстер. Галерея Классической Фотографии, г. Москва
По сути, смысловой центр – это отражение той самой идеи, которую закладывает в свою фотографию автор. И исходя из того, насколько глубоко фотограф хочет «спрятать» содержание работы и какую свободу готов он предоставить воображению зрителя, автор задумывается о том, где этот смысловой центр должен быть размещен.
Общую мысль о связи смыслового и композиционного центра выразил в одной из своих статей исследователь фотографии Андрей Зейгарник – направление разглядывания изображения «определяется расположением смысловых центров изображения, характером их выделения и индивидуальными особенностями восприятия у конкретных зрителей». В то же время, несмотря на кажущуюся простоту, это самое «разглядывание», по его словам, «подвержено некой своей внутренней малопонятной логике».
На рейде. Валерий Романов, 2012
Взгляд изначально стремится к композиционному центру, после чего вспомогательные элементы композиции (о них мы поговорим чуть позже) должны будут привести внимание зрителя к смысловому центру всего изображения. Если автор не учтет это, содержание картины останется нераскрытым. Правда, может сложиться ситуация, в которой фотограф может поступить подобным образом - скрыть содержание снимка, - вполне сознательно, стремясь заставить зрителя задуматься над фотографией.
Без названия. Киев, Вышгород. Александр Нестеровский, 2009
Более того, содержание снимка может не просто скрыться, но полностью раствориться в лаконичной гармонии форм, как это, например, удалось сделать Александру Нестеровскому в его работе. По словам автора, он не стремился вкладывать в эту работу какую-то определенную смысловую нагрузку, как, впрочем, и не искал исключительно красивой геометрии. Изображение интуитивно сложилось в самодостаточную, гармоничную композицию, не требующую ни выражения авторского мнения, ни дополнительных авторских подсказок в виде названия.
Еще один относительно простой способ – это кадрирование снимка, при котором автор удаляет все ненужные на его взгляд детали. Этот способ весьма прост с технической точки зрения – обрезал и все. В то же время он достаточно сложен психологически – обычно фотографу очень жаль убирать детали, которые, по его мнению, важны все до единой.
Алиса. Евгений Никонов, 2010
Фото: Антон Баранников, Сергей Ершов, Даниил Коржонов, Александр Нестеровский, Евгений Никонов, Валерий Романов, Джоди Форстер