Три. Валерий Романов, 2013
Остров. Александр Нестеровский, 2012
Странно, не правда ли? Тем не менее, «странность» исчезает, если посмотреть на сложившуюся ситуацию с позиций того времени, когда появился минимализм. По мнению ряда художественных экспертов, минимализм как течение возник в качестве своеобразного ответа на то, что, по словам художественного критика Роберта Коатса, «некоторые люди называют каляко-маляковой школой живописи», а он «более почтительно окрестил абстрактным экспрессионизмом». Уже упомянутый ранее Френк Стелла признается, что устав от абстрактного экспрессионизма, «начал чувствовать необходимость в таком направлении, которое не было бы столь погружено в гам и шум».
Таким образом, у автора возникает более строгое отношение к форме изображения, а «эмоциональное» содержание работы исчезает. Но исчезает не просто так. Как справедливо отмечает искусствовед Вера Хлопотникова, цель минималистского искусства состоит не в устранении содержания как такового, а в пробуждении воображения и мыслей зрителя. Автор сознательно хочет отойти от сентиментальной стандартизированности эмоций, от банального истолкования художественного творчества и поверхностных ассоциаций. Публике же предлагается чистая доска, и воспринимающий должен написать на ней своим воображением то, что захочет и сможет.
Arch. Дмитрий Богачук, 2012, из серии «Сity 20»
Однако после этих слов сразу же хочется, во-первых, призвать уважаемых фотографов к более критическому взгляду на свои фотографии, а во-вторых, предостеречь их от гордости за просто бессодержательные (а то и «бесформенные») снимки – если снимок «ни о чем», это вовсе не значит, что он выполнен в духе минимализма. Посмотрите на свою работу и подумайте – а того ли эффекта от нее вы хотели добиться изначально?
Возможно, ответ на эти вопросы сможет дать концептуализм – еще одно течение современного искусства, очень близкое к минимализму по времени возникновения и в то же время далекое по своим внутренним аспектам.
Рейн II, Андреас Гурски, 1999. Частная коллекция
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что концептуальное искусство, примером которого и являются фотографии Андреаса Гурски, обращается не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению увиденного.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что в концептуальном искусстве самый важный аспект произведения – это идея. По словам одного из основоположников концептуализма Сола Ле Витта, для художника важно, чтобы зритель с интересом интеллектуально воспринял произведение, поэтому он постарается сделать его эмоционально сухим.
Red and Blue. Дмитрий Богачук, 2012, из серии «Сity 20»
Вообще, по мнению специалистов, в концептуальной фотографии можно выделить два направления. Первое условное направление, отстаивающее права фотографии как независимой художественной формы, представителем которого является, например, тот самый Андреас Гурски, большинством зрителей вполне воспринимается с художественной точки зрения. А вот, например, еще одного представителя концептуалистов, Эда Рушея (Ed Ruscha), относят к другому течению, которое использует в основном документальную, часто информационную функцию фотографии.
Заправочная станция Standard, Амарилло, Техас. Эд Рушей, 1962, из серии «Twentysix Gasoline Stations». Музей американского искусства Уитни, Нью Йорк
Страницы книги «Twentysix Gasoline Stations» с фотографиями заправочных станций в Лос-Анжелесе, Калифорнии и Аризоне. © Эд Рушей, 1963
В итоге, в подобной интерпретации понимание художественной формы и содержания будет отличаться от их привычного толкования. Фотография оказывается гораздо шире, чем это трактуется в классических учебниках; она вмещает в себя больше смыслов. Поэтому и форму ее, и ее содержание нужно рассматривать под несколько иным углом. Иной вопрос – воспринимать эту точку зрения или нет. Но это уже дело каждого.
А теперь представьте фотографа, которому любознательный зритель задает вопрос о смысле его фотографии. Или, например, интересуется - что фотограф хотел сказать своей работой? Ведь не все зрители разделяют точку зрения известного американского фотографа Эллиотта Эрвитта, который говорил: «Объяснять изображение — все равно, что объяснять шутку. Как только ты ее объяснил, она тут же умирает». К счастью для фотографа и зрителя с их субъективностью восприятия, есть, как минимум, один способ, помогающий уточнить содержание фотографии. Правда, пользоваться им нужно очень деликатно.
Фотограф, преподаватель Андрей Зейгарник верно отмечает тот факт, что фотография, как и любое изображение есть визуальное высказывание автора, а значит, и передача смысла в ней происходит на визуальном уровне, то есть осуществляется визуальный «разговор» со зрителем. И значительное влияние на такую беседу может оказать текст. Особенности применения этого, безусловно, мощного инструмента подробно изложены в замечательной статье Андрея Зейгарника «Слово и изображение», которую можно настоятельно порекомендовать к прочтению, здесь же мы рассмотрим несколько наиболее типичных примеров воздействия текста на содержание фотографии.
#3. Владимир Селезнёв, 2011. Из серии «Мост»
При этом следует отметить, что ключевым моментом является наличие в фотографии того самого содержания. В противном случае (примером этого могут послужить подписи к фотографиям бензоколонок Эда Рушея), текст будет просто констатировать пустой «факт». Еще более плачевная ситуация может сложиться, когда зритель встречается с неумением автора изложить художественный материал не только в изображении, но и вербально, словами. В этом случае текст только усугубит пропасть между фотографом и зрителем.
Кремль закрыт. Владислав Багно, 2008
В то же время при грамотном использовании этого инструмента и результаты получаются заслуживающими внимания. Например, текстовое сообщение может стать смысловым центром всего снимка, как это сделано в работе фотографа Владислава Багно – табличка «Сегодня Кремль закрыт» по сути, является как композиционным центром кадра, так и смысловым.
День Достоевского. Александр Петросян, 2011
Безусловно, варианты применения этого приема в фотографии могут быть весьма разными по форме. Как мы видим, главное - это творческий подход фотографа в этом вопросе.
Стоит ли подводить какие-либо итоги? Надеюсь, каждый сделает их для себя сам. Одни наверняка начнут задумываться о том, для чего и что именно они снимают. Другие, посмотрев на чужие фотографии и насладившись их эмоциональным содержанием, остановятся у этих работ чуть подольше и попытаются разглядеть в них что-то новое. Ну а кто-то, вполне возможно, решит, что ему это пока не надо. Как бы то ни было, главное – это та мысль, с которой и была начата эта статья: фотографии, как и любому другому виду деятельности, необходимо учиться.
Фото: Владислав Багно, Дмитрий Богачук, Андреас Гурски, Александр Нестеровский, Александр Петросян, Валерий Романов, Эд Рушей, Владимир Селезнёв