Articles
Photography theory

Form and content. 3 steps of photo skill.

Форма и содержание. Эти два понятия сосуществуют в единстве и противоположности. Одно немыслимо без другого, и в то же время они кардинально отличны. Более того, порой, судя лишь по форме того или иного предмета или явления, можно легко обмануться в его содержании, и наоборот – содержание вовсе не всегда дает представление о конечной форме. В сфере изобразительного искусства вообще и фотографии в частности соотношение формы и содержания – тема вечная и неизменно актуальная.

Фотограф-натуралист Алексей Шадрин однажды высказал очень простую и в то же время емкую мысль – если рассказать о человеке мы можем, лишь будучи хорошо с ним знакомым, то как можно сделать хорошую фотографию, ничего об этом не зная? Проще говоря, фотографии, как и любому другому виду деятельности, необходимо учиться.


Вверх по лестнице


В большинстве старых, проверенных временем учебников по фотографии говорится о том, что к художественному мастерству в фотоискусстве ведут как бы три ступени. Первая из них проста и понятна для всех – это освоение техники фотографии. Ранее, в эпоху пленочных фотоаппаратов, без этого этапа было не обойтись. Неверный замер экспозиции, неточно выставленные вручную параметры съемки, ошибки при проявке и печати фотографии – все эти технические недочеты могли свести на нет самый замечательный сюжет. Сегодня эти проблемы для массового фотолюбителя отошли на второй план: они решаются путем выбора «зеленого» режима AUTO. Однако кое-кто заменяет «темную комнату» чрезмерной и неумелой обработкой в графических редакторах, в результате чего, как и их «пленочные» предшественники, поначалу получают весьма сомнительные результаты, которые грамотное Интернет-сообщество обозначает нелестными аббревиатурами «ЛДП» или «УГ».

Но в какой-то момент фотограф-новичок, если он достаточно сообразителен и настойчив, начинает стабильно получать технически грамотные снимки. Если повезет, то следующим шагом на пути к художественному мастерству становится изучение системы изобразительных средств фотоискусства. Наш герой начинает экспериментировать со светом, цветом, компоновкой кадра. Изучение основ композиции, тонального рисунка кадра, уместное применение технических приемов (например, длинной выдержки) приводит к тому, что работы начинают получать разнообразные комментарии, оценки и прочие «лайки» на различных веб-ресурсах.


Москва. Площадь Дорогомиловская Застава. Валерий Романов, 2012


Отдельные работы даже попадают в лонг-листы разнообразных фотоконкурсов, однако, по каким-то непонятным автору фотографий причинам, «необъективное» жюри присуждает гран-при совершенно другим работам.

Тем временем, некоторые фотографы начинают стараться перекинуть мостик к третьей, высшей ступени мастерства – собственно художественному творчеству, которое, по словам профессора ВГИК Л.П. Дыко, связано с мировоззрением художника, с глубоким постижением жизни и отражением ее явлений в художественном произведении средствами искусства. На этом этапе от фотографа уже требуется не только грамотное владение художественными приемами, но и умение чувствовать незначительные, казалось бы, нюансы, которые зачастую превращают простую фотографию в произведение искусства. По словам Анри Картье-Брессона, «разница между хорошим и средним снимком — это вопрос нескольких миллиметров, очень маленькая разница. Но существенная. Я думаю, что между фотографами нет большой разницы, зато очень важны разницы маленькие».


Rosneft. Bridgecars series. Валерий Романов, 2012 г.


О композиции и форме


Многие из тех, кто смело позиционируют себя на второй ступени мастерства, владеют интуитивными навыками и умениями. Однако отдельные публикации в Интернете, комментарии к фотографиям, иногда прочитанные вскользь книги – все это не дает системного понимания и, в большинстве случаев, не позволяет осознанно использовать те самые изобразительные средства фотографии. Для подтверждения этого тезиса достаточно постараться ответить на простой вопрос – в чем разница между формой и композицией? Все слышали про форму и содержание, все знают про композицию. Но далеко не каждый в состоянии объяснить связь между этими понятиями.

Люди, пишущие о фотографии, по-разному объясняют, что такое форма. Например, издатель «Виртуального фотожурнала ХЭ» Дмитрий Катков под формой в фотографии понимает ее (фотографии) внутреннее строение, определенный порядок. Если постараться выразить суть этого понятия более сухим языком, то формой можно назвать набор изобразительных приемов, с помощью которого автор старается донести до зрителя содержание своей работы. И как верно отмечает Дмитрий, одна из задач формы – внести ограничения в диапазон возможных содержаний, но, при этом, не сводя его до одной точки.


На грани. Сергей Ершов, 2012 г.


Перефразируя исследователя фотографии Александра Лапина, можно сказать, что признак идеальной художественной формы в ее уникальности: все необходимое и ничего лишнего. В идеальной художественной форме изображения невозможно что-либо изменить, добавить или убрать, передвинуть, изменить цвет и прочее без ущерба для содержания формы.

В свою очередь, композиция снимка – одно из изобразительных средств фотографии, то есть один из элементов той самой художественной формы. Помимо композиции, к изобразительным средствам относятся световое решение снимка, тональный рисунок кадра, колорит (цветовое решение) снимка, творческое использование технических средств фотографии. Только осознанное, взаимосвязанное применение всех этих средств позволяет получить ту самую форму, которая, возможно, сможет донести идеи автора фотографии до зрителя.


О форме и содержании


Тут возникает небольшое внутреннее противоречие – вроде бы как про содержание и идеи автора разговора еще не было, но та самая форма уже должна доносить это содержание до зрителя. Получается, что рассуждать о форме в отрыве от содержания невозможно.

Встречается немало попыток разобраться с этими понятиями на простом, обыденном уровне. Весьма интересна (хотя и не совсем корректна) в этом плане упоминаемая у писателя и литературоведа Юрия Тынянова аналогия «форма — содержание = стакан — вино». Логика тут проста: определенное содержание (вино) гармонично с одними формами (бокалом, стаканом), но негармонично с другими. Аналогично, одна форма - например, рюмка, - может быть гармонична с водкой и негармонична с чаем или кофе.

Иной пример, в чем-то сходный с первым – это соотнесение формы и содержания с материализмом и идеализмом. По словам Дмитрия Каткова, любой фотограф, снимая каждую свою фотографию, как и Создатель, соединяет дух с материей, то есть облекает содержание в форму. Поскольку форма и содержание существуют отдельно друг от друга, то задачей фотографа является попытка создать такую форму, которую зрителю захотелось бы заполнить именно тем содержанием, для которого она предназначалась автором.


Такая точка зрения является, по сути, канонической. Последние полвека классические учебники по фотографии неустанно повторяют истину о неразрывной связи и диалектическом единстве формы и содержания. В замечательной книге по фотографии, изданной в 1977 г., автор говорит о том, что содержание и изобразительная форма выступают в диалектическом единстве, однако ведущее значение всегда имеет содержание, целям раскрытия которого и служит изобразительная форма. Если открыть учебник по фотографии, выпущенный через 35 лет после упомянутой книги, в 2010 г., то форма и содержание в нем «не просто связаны неразрывно, они принципиально неразделимы, это одно и то же».

Не опровергая эту позицию, современные тенденции в развитии искусства, тем не менее, подвергают определенному сомнению незыблемость подобных взглядов на взаимосвязь формы и содержания.

Здесь следует отметить, что сознание пытливого зрителя, скорее всего, сможет отыскать содержание в любой, абстрактной или даже случайной форме. В то же время, в контексте взаимной связи формы и содержания корректнее говорить о содержании, имеющем конкретный смысл и возникающем не случайно, а благодаря сознательно реализованной художественной форме.

Одним из примеров, говорящих о неоднозначности тезиса о единстве формы и содержания могут послужить работы классика современного фотоискусства Майкла Кенны.


Michael Kenna. Full Moon Rise, Chausey Island, France, 2007. http://www.rfi.fr/, BnF, dép. Estampes et photographie © Michael Kenna


Диалектика фотографии


Такое направление искусства как минимализм (лаконизм) зародилось более полувека назад. Фрэнк Стелла, один из основоположников минимализма, еще в 1960 г. говорил о несогласии с людьми, которые хотят удержать старые ценности в живописи – «как их ни прижимай, они все равно кончают утверждением, что существует что-то, кроме краски на холсте. Моя живопись основывается на том факте, что в ней есть только то, что можно

увидеть». Следствие подобного подхода – безраздельное господство формы, чистый формализм в хорошем смысле этого слова. Содержание в фотографии исключается как нечто лишнее и мешающее работе формы.


Door And Half-Circle. Дмитрий Богачук, 2012


С другой стороны, в концептуальном искусстве присутствие формы в сравнении с содержанием практически сводится на нет: по мнению одного из теоретиков концептуализма Сола Ле Витта, не очень важно, как выглядит произведение искусства. Ему непременно надо выглядеть, как что-то, если у него есть физическая форма. Не важно, какую форму оно примет в итоге, важно, чтобы оно начиналось с идеи.

На первый взгляд и впрямь упомянутые тенденции полностью противоречат тем канонам, которым нас учат в фотошколах. Однако же на «второй» взгляд вспоминается мысль о том, что в истории искусства периодически наблюдается тенденция превалирования одной категории над другой. Например, романтическое искусство обнаруживает преобладание содержания над формой, а эстетическая концепция формализма признает самодовлеющее значение формы.

Таким образом, вполне можно сделать вывод о том, что фотографии, как одному из направлений искусства, ничто диалектическое не чуждо. И вправду, искусство изображения развивается по классическому закону «отрицания отрицания», то есть по той самой спирали – проходя одни и те же этапы, но только с разным их осмыслением. И когда мы рассуждаем об искусстве фотографии, об этом следует помнить и витающим в облаках теоретикам, и зарабатывающим себе фотографией практикам.

Что дает вышеуказанный тезис? По своей сути, само искусство уже есть первый виток этой спирали. Так, французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма Поль Сезанн говорил о том, что «писать — не значит рабски копировать действительность. Это значит уловить гармонию разнообразных отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике». Точно так же и художник, живущий сегодня – если он хочет добиться результата, должен создать что-то новое. Ситуация очень похожа на рыночные отношения – первый предприниматель, пришедший на рынок с новым товаром, получает максимум прибыли. Увидев это, на тот же рынок выходят сотни конкурентов с аналогичными продуктами. В результате увеличения предложения цена, а, следовательно, и прибыль, начинает постепенно снижаться. И если предприниматель хочет сохранить свою маржу, он должен опять прыгнуть выше головы, опередить конкурентов и снова стать первым.


Time. Александр Нестеровский, 2011 г.


Если бизнесмен владеет рыночной ситуацией, следит за тенденциями рынка и может объяснить, почему он идет в новом направлении, то с большой вероятностью он получит и необходимые кредиты в банках, и привлечет покупателей. Точно так же и художник (если только он не абсолютный гений от природы): осознанное понимание им направления собственного развития будет только способствовать творческому росту.


Дом Правительства, Ульяновск. Валерий Романов. 2012 г.


В чем разница между практикующими теоретиками, старающимися осознать свое творчество и просто творческими людьми, снимающими фотографии на основании какого-то «внутреннего чутья»? По словам художественного критика и фотографа Дмитрия Богачука, практикующие теоретики более полно осознают то, что они производят. Они идут к реализации своей цели не по наитию, а сознательно. Они в состоянии хоть и словесно, но глубинно и многогранно, по полочкам обосновать свое творчество или описать ту идею, которую хотят изобразить. И современность нам говорит о том, что человек, который имеет более серьезный подход к своему творчеству, будет испытывать желание дополнить свою визуально реализованную идею теорией, и это нормально.

Но, углубляясь в теорию, не нужно впадать и в обратную крайность – следует разграничить пустые философствования, маскирующие отсутствие творчества, и реальную идею, которая воплощена автором в работе.


Продолжение следует...



Текст: Валерий Романов

Фото: Дмитрий Богачук, Сергей Ершов, Майкл Кенна, Александр Нестеровский, Валерий Романов