Фотограф-натуралист Алексей Шадрин однажды высказал очень простую и в то же время емкую мысль – если рассказать о человеке мы можем, лишь будучи хорошо с ним знакомым, то как можно сделать хорошую фотографию, ничего об этом не зная? Проще говоря, фотографии, как и любому другому виду деятельности, необходимо учиться.
Но в какой-то момент фотограф-новичок, если он достаточно сообразителен и настойчив, начинает стабильно получать технически грамотные снимки. Если повезет, то следующим шагом на пути к художественному мастерству становится изучение системы изобразительных средств фотоискусства. Наш герой начинает экспериментировать со светом, цветом, компоновкой кадра. Изучение основ композиции, тонального рисунка кадра, уместное применение технических приемов (например, длинной выдержки) приводит к тому, что работы начинают получать разнообразные комментарии, оценки и прочие «лайки» на различных веб-ресурсах.
Москва. Площадь Дорогомиловская Застава. Валерий Романов, 2012
Тем временем, некоторые фотографы начинают стараться перекинуть мостик к третьей, высшей ступени мастерства – собственно художественному творчеству, которое, по словам профессора ВГИК Л.П. Дыко, связано с мировоззрением художника, с глубоким постижением жизни и отражением ее явлений в художественном произведении средствами искусства. На этом этапе от фотографа уже требуется не только грамотное владение художественными приемами, но и умение чувствовать незначительные, казалось бы, нюансы, которые зачастую превращают простую фотографию в произведение искусства. По словам Анри Картье-Брессона, «разница между хорошим и средним снимком — это вопрос нескольких миллиметров, очень маленькая разница. Но существенная. Я думаю, что между фотографами нет большой разницы, зато очень важны разницы маленькие».
Rosneft. Bridgecars series. Валерий Романов, 2012 г.
Люди, пишущие о фотографии, по-разному объясняют, что такое форма. Например, издатель «Виртуального фотожурнала ХЭ» Дмитрий Катков под формой в фотографии понимает ее (фотографии) внутреннее строение, определенный порядок. Если постараться выразить суть этого понятия более сухим языком, то формой можно назвать набор изобразительных приемов, с помощью которого автор старается донести до зрителя содержание своей работы. И как верно отмечает Дмитрий, одна из задач формы – внести ограничения в диапазон возможных содержаний, но, при этом, не сводя его до одной точки.
На грани. Сергей Ершов, 2012 г.
В свою очередь, композиция снимка – одно из изобразительных средств фотографии, то есть один из элементов той самой художественной формы. Помимо композиции, к изобразительным средствам относятся световое решение снимка, тональный рисунок кадра, колорит (цветовое решение) снимка, творческое использование технических средств фотографии. Только осознанное, взаимосвязанное применение всех этих средств позволяет получить ту самую форму, которая, возможно, сможет донести идеи автора фотографии до зрителя.
Иной пример, в чем-то сходный с первым – это соотнесение формы и содержания с материализмом и идеализмом. По словам Дмитрия Каткова, любой фотограф, снимая каждую свою фотографию, как и Создатель, соединяет дух с материей, то есть облекает содержание в форму. Поскольку форма и содержание существуют отдельно друг от друга, то задачей фотографа является попытка создать такую форму, которую зрителю захотелось бы заполнить именно тем содержанием, для которого она предназначалась автором.
Одним из примеров, говорящих о неоднозначности тезиса о единстве формы и содержания могут послужить работы классика современного фотоискусства Майкла Кенны.
Michael Kenna. Full Moon Rise, Chausey Island, France, 2007. http://www.rfi.fr/, BnF, dép. Estampes et photographie © Michael Kenna
увидеть». Следствие подобного подхода – безраздельное господство формы, чистый формализм в хорошем смысле этого слова. Содержание в фотографии исключается как нечто лишнее и мешающее работе формы.
Door And Half-Circle. Дмитрий Богачук, 2012
Что дает вышеуказанный тезис? По своей сути, само искусство уже есть первый виток этой спирали. Так, французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма Поль Сезанн говорил о том, что «писать — не значит рабски копировать действительность. Это значит уловить гармонию разнообразных отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике». Точно так же и художник, живущий сегодня – если он хочет добиться результата, должен создать что-то новое. Ситуация очень похожа на рыночные отношения – первый предприниматель, пришедший на рынок с новым товаром, получает максимум прибыли. Увидев это, на тот же рынок выходят сотни конкурентов с аналогичными продуктами. В результате увеличения предложения цена, а, следовательно, и прибыль, начинает постепенно снижаться. И если предприниматель хочет сохранить свою маржу, он должен опять прыгнуть выше головы, опередить конкурентов и снова стать первым.
Time. Александр Нестеровский, 2011 г.
Если бизнесмен владеет рыночной ситуацией, следит за тенденциями рынка и может объяснить, почему он идет в новом направлении, то с большой вероятностью он получит и необходимые кредиты в банках, и привлечет покупателей. Точно так же и художник (если только он не абсолютный гений от природы): осознанное понимание им направления собственного развития будет только способствовать творческому росту.
Дом Правительства, Ульяновск. Валерий Романов. 2012 г.
Но, углубляясь в теорию, не нужно впадать и в обратную крайность – следует разграничить пустые философствования, маскирующие отсутствие творчества, и реальную идею, которая воплощена автором в работе.
Фото: Дмитрий Богачук, Сергей Ершов, Майкл Кенна, Александр Нестеровский, Валерий Романов