Articles
Art and Nature: criticism of photography

Analysis and criticism of photographs

Наверное, маститые фотографы начала 20 века, как и авторы многих старых книг о фотографии, приятно удивились бы узнав о том, что сегодня фотография стала неотъемлемой частью современного мира. На одном только фейсбуке на сентябрь 2013 г. было более 250 млрд. загруженных фотоизображений. Что уж говорить о ситуации в целом.

Но вот почему-то у большинства из нас увиденный в социальной сети снимок живет в сознании буквально несколько секунд – ровно столько, сколько нужно на то, чтобы поставить (или не поставить) очередной «лайк» и прокрутить свою новостную ленту дальше.

Коллаж из типичных фотографий, размещаемых в социальных сетях. Валерий Романов, 2012


В чем причина столь стремительного роста количества фотографий при полном безразличии к их качеству? Есть ли смысл заниматься совершенствованием своих фотонавыков и если да, то как это сделать?

Если «абстрактные» рассуждения о причинах вам не нужны, а нужна конкретная инструкция к действию, вы ничего не потеряете, если смело перепрыгните через пару пунктов.


Фотобум


Чтобы понять «кто виноват» и «что делать», нужно понять, как мир пришел к существующей ситуации.

Человеку доступно множество способов выражения своих идей и эмоций – слова, рисунки, музыка. В последнее десятилетие одним из самых простых и доступных способов стала фотография. Тому способствовало несколько причин. Во-первых, это активная урбанизация населения. С 2011 г. в городах проживает более половины жителей планеты. При этом ученые подтверждают, что темп жизни человека напрямую зависит от числа проживающих в округе людей. Чем больше населенный пункт, тем быстрее люди живут – даже ходят они быстрее! Таким образом, в условиях урбанизации и всеобщей глобализации все больше людей живет в ускоряющемся, стремительном ритме.

Во-вторых, немаловажное значение оказало активное развитие интернета и, в частности, социальных сетей. Сеть дала возможность среднестатистическому жителю выражать свое «я» контентом под стать активному ритму времени – короткими постами, сообщениями в твиттере, «лайками» и перепостами. Ну а если вспомнить старую пословицу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», то все это стало одной из весомых предпосылок
взрывного развития фотографии и, как следствие, разнообразных фотосервисов. Дело оставалось за малым – нужно было резко повысить доступность цифрофото (в том числе, избавить пользователя от «умных» настроек фотоаппарата), а также дать прямой доступ к фотосервисам, то есть максимально сократить путь между появлением эмоции и возможностью поделиться ей с окружающими. Первым серьезным шагом на пути к этому стало появление смартфонов, имеющих возможность выкладывания фотографий в социальные сети.

В итоге, все это привело к тому, что мир начал заполняться фотоизображениями. Теория «решающего момента» Брессона прогнулась под тысячами и тысячами случайных снимков. По теории вероятности рано или поздно случайный прохожий ловит тот самый «решающий момент». Подтверждением тому служат даже ленты новостных агентств, в которых наравне с фотографиями фотоагентств соседствуют снимки с личных страниц пользователей социальных сетей.


Для чего я фотографирую


И тут естественным образом возникает вопрос – для чего люди ежедневно делают миллионы фотографий, пропадающих втуне? «Мотив — вот ключ ко всем поступкам», - сказал современный французский писатель Бернар Вербер. Чтобы понять, какими принципами руководствуется человек, стремясь сделать снимок, воспользуемся теорией потребностей Маслоу.

Скорее всего, эта теория знакома всем по пирамиде потребностей, разработанной американским психологом Абрахамом Маслоу. По его мнению, все потребности человека делятся на несколько ступеней, движение по которым идет снизу вверх - от удовлетворения потребностей низшего уровня (физиологических и т.д.) к высшим (потребностям в уважении и самореализации).

Мы не будем останавливаться на физиологических потребностях (к этой группе можно, например, условно отнести некоторые фотографии на личных страницах пользователей соцсетей, демонстрирующие явное половое влечение) и потребности в безопасности. Голодному человеку обычно не до фотографии. Ну а фраза «художник должен быть голодным», как считает публицист Дмитрий Ольшанский, говорит о том, что это должен быть голод творческий. По его мнению, творчество не всегда возникает как следствие переживаний, как их трансформация; оно лежит совершенно в иной плоскости, чем реальная биография художника.

Поэтому перейдем сразу к третьей ступени – потребности в общении, социальных связях, внимании к себе. Пожалуй, в эту группу войдет львиная доля всех фотографий. Во-первых, это практически все selfie – «автопортреты» на телефон и цифровую камеру. Во-вторых, фотографии типа «я и эйфелева башня». В-третьих, это фотографии, основное достоинство которых заключается в бренде используемой фототехники. Мотивация людей, делающих эти снимки, скорее всего, заключается в латентных (скрытых) или явных попытках самоутвердиться. Таким образом, фотография является не целью, а инструментом достижения абстрактного социального статуса. Причем, в фотографии важным является не нее содержание, а сам факт того, что такая фотография есть. Вполне логично, что в такой ситуации критическое отношение к отснятому материалу как со стороны автора, так и зрителя отсутствует, поскольку потребность совершенствования творческих, фотографических навыков противоречит исходной мотивации.


Типичное фото типа «я и эйфелева башня», в данном случае «я и прага» (из архива автора), 2009 г.


Несколько выше по мотивации стоит потребность человека в документальном фиксировании тех или иных событий, происходящих с ним, его родственниками либо вокруг них. Автор этих снимков преследует цель создания информационного фотоархива, который, возможно, окажется полезным для него самого или его потомков по истечении какого-то времени. Желание сохранить историю своей жизни и жизни своих родственников, изучение бабушкиного быта – все эти цели весьма незначительно пересекаются с потребностью в творческом росте. В данном случае фотография – это информационный документ, визуальная справка, и ее цель – запротоколивать то или иное событие для истории – например, встречу Нового года. Ситуация с отсутствием потребности в критическом анализе фотографии, по сути, повторяется.


Так вот ты какой, год Змеи! (из архива автора), 2013 г.


На следующей ступени находятся люди, которыми руководит потребность в признании, успехе, самоуважении и уважении со стороны других. Возможно, они не проникнуты духом творчества, но, по меньшей мере, как и Тимоха из сказки П.П. Бажова «Живинка в деле», стремятся «дойти до точки». Многие даже, пользуясь языком той самой сказки, научаются «ловкие точечки» выискивать. Потребность в достижении успехов на фотографическом поприще, спрятанная в глубине души надежда выиграть парочку конкурсов – все это, в отличие от предыдущих этапов, подталкивает начинающего фотолюбителя заниматься совершенствованием собственных навыков, проводить анализ своих и чужих фоторабот. По сути, именно на этой ступени появляется феномен критического восприятия фотографии.


Город осенним вечером (один из десяти победителей в номинации «Лучшее фото 2013» по версии Instagram-сообщества «Russia_worldwide»). Валерий Романов, 2013 г.


Где-то рядом находится и потребность в самовыражении. Пожалуй, обычная фотография, которую кто-то делает в минуту творческого озарения или просто для собственного удовольствия, рождается именно на этом этапе. Возможно, автору фотографии удается поймать тот самый «решающий момент». Может быть, фотография идет в мусорное ведро. Как бы то ни было, на данном этапе фотография подвергается критическому восприятию автора и зрителя, а в конечном итоге - становится предметом искусства.

Итак, мы проанализировали, какие внутренние, подсознательные потребности вызывают у авторов фотографий желание сделать снимок. Какой вывод следует из всего этого? Художественный, творческий подход к фотографии большинству людей не свойственен и не интересен. Не потому что они бездарные, нет. Просто их мотивация направлена на удовлетворение совершенно других потребностей. Следовательно, с позиции внутренних целей индивида критическое отношение к снимкам будет только у тех фотографов, которые стремятся этими фотографиями что-то доказать – либо себе, либо окружающим. Только когда у человека существует потребность - потребность в признании извне или потребность в самовыражении, - только тогда он будет искать, экспериментировать, пробовать.


Фотография как искусство


Столь длинное «вступление» было необходимо, чтобы четко ограничить круг фотографов, зрителей, критиков – назовем их вместе любителями фотографии, - заинтересованных в анализе фотографии – то есть, в применении эстетических, исторических и иных критериев, применяемых для понимания, суждения и защиты суждений о фотографии как предмете искусства.

Американский исследователь и преподаватель Джин Миттлер отмечает, что искусство как вид деятельности можно охарактеризовать тремя основными чертами. Во-первых, искусство осмысливает и отражает действительность; во-вторых, вне зависимости от того, реален объект или нет, оно доставляет глазу эстетическое удовольствие; в-третьих, выражает идеи, чувства автора так, чтобы их могли понять остальные. Это определение искусства существует наравне со многими другими, но мы будем использовать именно его в связи с тем, что оно отражает основные направления, используемые в искусствоведческой практике при проведении анализа произведений искусства. Поэтому и к фотографическому снимку нами будут предъявляться те же требования, что и к любому другому произведению искусства, будь то живопись, скульптура или что-либо еще.

Необходимо учитывать и тот факт, что по аналогии с любым другим произведением искусства автор при создании снимка может руководствоваться не только внутренней, но и внешней мотивацией. Помимо традиционной эстетики, это морально-этические предпосылки, духовные, исторические и политические причины. Так, фотография может быть патриотической - как например, работа Макса Альперта «Комбат», - или носить протестный антивоенный характер – примером служит кадр Эдди Адамса «Генерал Нгуен Нгок Лоан казнит пленного вьетконговца, Вьетнам, 1968 год».


Комбат. Макс Альперт, 1942 г.


Понимание внешних причин, которыми руководствовался автор при съемке в дальнейшем позволит нам яснее понять, на каком уровне содержательно-формальной целостности он закладывает свое «послание» - эмоциональное, содержательное или идейное. При этом рассмотрение фотографии как произведения искусства уже будет происходить не с точки зрения художественной критики (на что и как смотреть), но в значительной степени с позиций истории искусства (когда зритель в первую очередь анализирует не столько саму работу, сколько социально-культурную среду, в которой эта работа возникла).


Снова форма


Но это будет в дальнейшем, а пока вернемся от истории искусства к эстетике, и начнем с художественной формы. Как уже упоминалось ранее в статье «Размышления о «правильной» форме кадра», художественная форма включает в себя ряд изобразительных
средств – композицию, световое решение, тональный рисунок и колорит, а также творческое использование технических средств фотографии.

При этом мы четко видим, что некоторые приемы - например, зрительное равновесие, - рассматриваются как в отношении линий и фигур объектов, так и применительно к цветовым массам. В свою очередь, цвет того или иного объекта в кадре может отвечать и за выделение композиционного центра фотографии, и за создание объемности изображения. То есть, налицо тесная взаимосвязь множества компонентов, в системе формирующих ту самую художественную форму.

Тщательный анализ этих взаимосвязей позволяет разделить форму на так называемые визуальные элементы (основные части изображения) и на принципы их взаимодействия.

Например, в статьях «Размышления о «правильной» форме кадра» и «Размышления о «правильной» форме кадра. Между геометрией и психологией» при рассмотрении композиционного решения кадра упоминаются смысловой и композиционный центр изображения, второстепенные детали изображения, кадрирование как способ выделения главного, зрительное равновесие, визуальная схожесть или противоречивость фрагментов композиции и так далее. В результате, несложно увидеть как визуальные элементы: фигуры, линии, цвета, - так и принципы: равновесие, выделение, гармонию этих элементов.

Джин Миттлер в своей книге «Art in focus» предлагает классифицировать элементы как основные компоненты произведения искусства следующим образом: цвет (color), световое решение снимка (value), линия (line), текстура (texture), фигура, пятно (shape), форма (form) и пространство (space). В свою очередь, принципы, то есть, различные способы применения и взаимодействия элементов в работе, по его мнению, могут быть следующими: баланс (balance), выделение главного (emphasis), гармония (harmony), разнообразие (variety), градиенты, градации (gradation), движение (movement), ритм (rhythm) и соотношения, пропорции (proportion). Ключевым свойством удачного произведения Миттлер считает единство – вид или ощущение целостности, присущее произведению искусства.

Хотя предлагаемая структура является универсальной, мы внесем в нее некоторые коррективы, в следующей статье более подробно рассмотрим, что подразумевается под тем или иным элементом и принципом и в итоге сформулируем собственную методику проведения анализа художественной формы фотографии с использованием этих инструментов.




Текст: Валерий Романов

Фото: Макс Альперт, Валерий Романов