Коллаж из типичных фотографий, размещаемых в социальных сетях. Валерий Романов, 2012
Если «абстрактные» рассуждения о причинах вам не нужны, а нужна конкретная инструкция к действию, вы ничего не потеряете, если смело перепрыгните через пару пунктов.
В итоге, все это привело к тому, что мир начал заполняться фотоизображениями. Теория «решающего момента» Брессона прогнулась под тысячами и тысячами случайных снимков. По теории вероятности рано или поздно случайный прохожий ловит тот самый «решающий момент». Подтверждением тому служат даже ленты новостных агентств, в которых наравне с фотографиями фотоагентств соседствуют снимки с личных страниц пользователей социальных сетей.
Поэтому перейдем сразу к третьей ступени – потребности в общении, социальных связях, внимании к себе. Пожалуй, в эту группу войдет львиная доля всех фотографий. Во-первых, это практически все selfie – «автопортреты» на телефон и цифровую камеру. Во-вторых, фотографии типа «я и эйфелева башня». В-третьих, это фотографии, основное достоинство которых заключается в бренде используемой фототехники. Мотивация людей, делающих эти снимки, скорее всего, заключается в латентных (скрытых) или явных попытках самоутвердиться. Таким образом, фотография является не целью, а инструментом достижения абстрактного социального статуса. Причем, в фотографии важным является не нее содержание, а сам факт того, что такая фотография есть. Вполне логично, что в такой ситуации критическое отношение к отснятому материалу как со стороны автора, так и зрителя отсутствует, поскольку потребность совершенствования творческих, фотографических навыков противоречит исходной мотивации.
Типичное фото типа «я и эйфелева башня», в данном случае «я и прага» (из архива автора), 2009 г.
Несколько выше по мотивации стоит потребность человека в документальном фиксировании тех или иных событий, происходящих с ним, его родственниками либо вокруг них. Автор этих снимков преследует цель создания информационного фотоархива, который, возможно, окажется полезным для него самого или его потомков по истечении какого-то времени. Желание сохранить историю своей жизни и жизни своих родственников, изучение бабушкиного быта – все эти цели весьма незначительно пересекаются с потребностью в творческом росте. В данном случае фотография – это информационный документ, визуальная справка, и ее цель – запротоколивать то или иное событие для истории – например, встречу Нового года. Ситуация с отсутствием потребности в критическом анализе фотографии, по сути, повторяется.
Так вот ты какой, год Змеи! (из архива автора), 2013 г.
На следующей ступени находятся люди, которыми руководит потребность в признании, успехе, самоуважении и уважении со стороны других. Возможно, они не проникнуты духом творчества, но, по меньшей мере, как и Тимоха из сказки П.П. Бажова «Живинка в деле», стремятся «дойти до точки». Многие даже, пользуясь языком той самой сказки, научаются «ловкие точечки» выискивать. Потребность в достижении успехов на фотографическом поприще, спрятанная в глубине души надежда выиграть парочку конкурсов – все это, в отличие от предыдущих этапов, подталкивает начинающего фотолюбителя заниматься совершенствованием собственных навыков, проводить анализ своих и чужих фоторабот. По сути, именно на этой ступени появляется феномен критического восприятия фотографии.
Город осенним вечером (один из десяти победителей в номинации «Лучшее фото 2013» по версии Instagram-сообщества «Russia_worldwide»). Валерий Романов, 2013 г.
Итак, мы проанализировали, какие внутренние, подсознательные потребности вызывают у авторов фотографий желание сделать снимок. Какой вывод следует из всего этого? Художественный, творческий подход к фотографии большинству людей не свойственен и не интересен. Не потому что они бездарные, нет. Просто их мотивация направлена на удовлетворение совершенно других потребностей. Следовательно, с позиции внутренних целей индивида критическое отношение к снимкам будет только у тех фотографов, которые стремятся этими фотографиями что-то доказать – либо себе, либо окружающим. Только когда у человека существует потребность - потребность в признании извне или потребность в самовыражении, - только тогда он будет искать, экспериментировать, пробовать.
Необходимо учитывать и тот факт, что по аналогии с любым другим произведением искусства автор при создании снимка может руководствоваться не только внутренней, но и внешней мотивацией. Помимо традиционной эстетики, это морально-этические предпосылки, духовные, исторические и политические причины. Так, фотография может быть патриотической - как например, работа Макса Альперта «Комбат», - или носить протестный антивоенный характер – примером служит кадр Эдди Адамса «Генерал Нгуен Нгок Лоан казнит пленного вьетконговца, Вьетнам, 1968 год».
Комбат. Макс Альперт, 1942 г.
Понимание внешних причин, которыми руководствовался автор при съемке в дальнейшем позволит нам яснее понять, на каком уровне содержательно-формальной целостности он закладывает свое «послание» - эмоциональное, содержательное или идейное. При этом рассмотрение фотографии как произведения искусства уже будет происходить не с точки зрения художественной критики (на что и как смотреть), но в значительной степени с позиций истории искусства (когда зритель в первую очередь анализирует не столько саму работу, сколько социально-культурную среду, в которой эта работа возникла).
Хотя предлагаемая структура является универсальной, мы внесем в нее некоторые коррективы, в следующей статье более подробно рассмотрим, что подразумевается под тем или иным элементом и принципом и в итоге сформулируем собственную методику проведения анализа художественной формы фотографии с использованием этих инструментов.
Фото: Макс Альперт, Валерий Романов