Отдых в окрестностях города. Дмитрий Богачук
Говоря о цвете как инструменте фотографа, следует помнить о том, что изначальное восприятие цвета в изображении происходит и у автора, и у зрителя на эмоциональном, подсознательном уровне. В то же время, рассматривая фотографию, человек воспринимает вполне конкретные сочетания цветов, каждый из которых имеет свою фигуру и объем. Эти цветовые массы взаимодействуют друг с другом, создавая в кадре зрительное равновесие, или наоборот, вызывая дисбаланс. Живописность, красочность цветовых сочетаний, такие композиционные характеристики как взаимосвязь и согласованность цветов и оттенков – все это определяет колористическое решение снимка. С другой стороны, зрителем проводится и эстетическая оценка цветовых качеств фотографии, во многом связанная именно с субъективными оценками и психологическим воздействием цвета на зрителя.С одной стороны, оно основано на интуитивных, эмоциональных ощущениях и впечатлениях автора. Хорошим примером этого тезиса может послужить фотография «Желтый зонт», полная эмоций благодаря разным цветам.
Желтый зонт. Валерий Романов, 2013
Но эмоциональный посыл автора сам по себе вовсе не гарантирует успешного колористического решения снимка. В зависимости от художественного содержания фотографии возникает еще и потребность в том или ином композиционном цветовом решении, соответствующем этому содержанию.
По словам Антона Баранникова, в цветовую основу его работы «Ожидание» легли легкие пастельные тона зала, неразрывно связанные для автора с балетом. Даже темная фигура рояля не такая уж и темная и размещена в кадре в противовес свету из окна. Антон стремился показать балерин не на контрасте, но в гармонии с окружающей их атмосферой, создавая с помощью цвета психологический эффект легкости и утонченности.
Ожидание. Антон Баранников, 2010
Таким образом, рассуждая об эмоциональной стороне восприятия цвета, необходимо помнить и о композиционных принципах колористического решения снимка.
Многое из вышеописанного происходит спонтанно и неосознанно, считает Сергей Ершов, автор фотографии «Ночная Петра», и зачастую теоретические навыки применяются уже после съемки - для объяснений факторов успеха или неуспеха сделанной фотографии. В то же время, признается Сергей, хорошие приемы запоминаешь и потом интуитивно ищешь такие же.
Ночная Петра. Сергей Ершов, 2011
С другой стороны, абстрагируясь от форм, стоит прислушаться к мнению автора книги «О Колорите» Сергея Алексеева, считающего, что даже в беспредметных композициях цвет участвует не изолированно взятый, а в сочетании с формой, с другими цветами; он существует в определенных количественных, ритмических и прочих связях, а вовсе не «сам по себе».
Хорошим примером этого тезиса служит фотография шотландского замка Эйлен Донан, сделанная фотопутешественником Даниилом Коржоновым.
Scotland, Eilean Donan. Даниил Коржонов, 2013
Александру Нестеровскому в его работе «Venice paints» удалось избежать этой крайности, сознательно пожертвовав насыщенными цветами в тенях, чтобы предать сочность красных и желтых красок.
Venice paints. Александр Нестеровский, 2011
Учитывая все вышесказанное, следует заранее подумать над тем, будет ли соответствовать художественному содержанию и гармонии изображения смягчение контрастов по светлоте - например, посредством расширения динамического диапазона. С одной стороны, это позволит вовлечь в кадр множество дополнительных деталей, усилить цветовые акценты. Но с другой стороны, как верно отмечает основатель школы «Фотопроект» Павел Косенко, борьба за техническую детализацию фотографий в отрыве от их композиционного смысла, а зачастую даже без оглядки на естественность получаемого изображения приведет к тому, что в кадр будет включено слишком много информации, которую в реальной жизни при одномоментном взгляде человеческий глаз не воспринимает, несмотря на то, что его динамический диапазон выше, чем у современных камер.
Замечательным примером грамотной работы с «волшебным» светов, бывающим только на рассвете является фотография Даниила Коржонова «Солнечная Тоскана», сделанная им благодаря собственной настойчивости, терпению и опыту.
Солнечная Тоскана. Даниил Коржонов, 2013
Помимо влияния на восприятие цветов выбранного освещения, каждый цвет зрительно находится под воздействием соседних цветов, согласуясь с их пространственно-плановым положением в композиции и с общей тональностью изображения. Более того, существует еще один интересный эффект восприятия цветовых сочетаний, основанный не столько на фактических (собственных или созданных тем или иным освещением) цветах изображения, сколько на так называемом симультанном эффекте - явлении, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно (одновременно) порождает его сам. Наиболее ярко этот эффект заметен, когда граничащий с цветным (например, зеленым) пятном объект нейтрально-серого цвета воспринимается глазом как серый с оттенком дополнительного (в данном случае, красного) цвета.
Так и в работе Алексея Харитонова «Мыс Покойники. Сумерки и призраки» синий цвет льда еще больше усиливает психологический эффект безжизненности и одиночества ледяной пустыни.
Мыс Покойники. Сумерки и призраки. Алексей Харитонов, 2013
Автор учебных пособий по основам композиции Ольга Голубева напоминает также и о том, что цвета имеют и субъективные свойства восприятия, зависящие от национальных факторов (раса, этническая группа), культурных традиций региона, возраста, пола, культурного уровня зрителя и ряда других.