Крестный ход в Петербурге. Иван Смелов, 2012
Еще одним аспектом, подтверждающим мысль о главенстве содержания, могут послужить небольшие экскурсы в историю изобразительного искусства. Так, преобладание содержания над формой было свойственно целым художественным течениям, например, романтизму. Правда, следует отметить, что подобные исторические параллели следует делать весьма осторожно, поскольку рассмотрение и сравнение тех или иных произведений искусства с позиций формы и содержания в отрыве от их социального, политического и исторического контекста может привести к ошибочным выводам.
Интересным аргументом в пользу главенства содержания над формой могут являться эскизы и наброски художников. Например, если посмотреть на набросок Петера фон Корнелиуса «Иосиф открывается братьям» или на неоконченную им работу «Погребение Христа», то даже по непроработанным фигурам, незавершенной композиции и отсутствию светового рисунка и прочих изобразительных средств можно сказать, что несмотря на скудность изначальной изобразительной формы, содержание этих сцен раскрыто автором в более чем достаточном объеме.
Погребение Христа (неоконченная работа). Петер фон Корнелиус, 1830. Музей изобразительных искусств, г. Лейпциг
Еще одним примером преобладания содержания над изобразительной формой может послужить работа ветерана мексиканской фотожурналистики Августина Виктора Касасолы:
Мексиканская революция, 1917 год. Пленный капитан мятежников Фортино Самано ждёт расстрела. Августин Виктор Касасола, 1917. Институт антропологии и истории Мексики, г. Пачука
Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что не всегда стоит бояться ситуации преобладания содержания над формой – в ряде случаев, это может оказаться единственным вариантом донесения до зрителя по-настоящему уникального события, и именно этим содержанием фотография будет ценна как для автора, так и для зрителей.
Возвращаясь к фотографии, можно говорить о том, что изображение тоже имеет несколько смысловых «слоев». Каждый вышележащий «слой» является формальным по отношению к нижнему, глубинному, а тот, являющийся содержательным в отношении верхнего, может быть определен как формальный в сравнении с еще более глубоким, и так до бесконечности. Характеризуя эти «слои», искусствоведы выделяют несколько «уровней» содержательно-формальной целостности.
Самый «поверхностный» - это внешний или буквальный слой. Как следует из его названия, содержание работы лежит на поверхности. Это значит, что автор или зритель не закладывают в работу никакого скрытого смысла, пользуясь простейшими внехудожественным критериями – например, идеологическим значением фотографии, ее социальной или воспитательной ролью или просто эстетической оценкой работы («красиво – некрасиво»). Например, фотография «Гавань двух оленей. Розовый рассвет», безусловно, вызывает у зрителя восхищение своей красочностью, но в сознании никакого следа не оставляет и в основном будет вспоминаться в качестве красивой «открытки». Это не плохо и не хорошо. Не претендуя на роль произведения искусства, тем не менее, подобные фотографии играют значительную роль в нашей жизни именно благодаря своей эстетике.
Гавань двух оленей. Розовый рассвет, о. Родос, Греция. Валерий Романов, 2012
Следующий, более глубокий уровень содержательности изображения - фигуративный или семиотический. Говоря коротко, семиотика – это наука о знаках, о своеобразных сигналах, которые человек запечатлевает на уровне подсознания, создавая или, в случае фотографии, рассматривая изображение. Под семиотическими знаками может подразумеваться все, что угодно: счастливая семейная пара, букет роз и т.д. Наиболее яркий пример – рекламная или свадебная фотография. Тут мгновенно срабатывают заложенные в нас клише: если есть очки, значит, человек плохо видит; если есть обручальное кольцо, то значит, свадьба, если наряженная елка – то новый год и т.д.
Совсем распоясались! Иван Смелов, 2012
Примером аллегорического восприятия фотографий может служить арт-проект «Drowning» («Утопающие») французского фотографа Албана Гросдидье.
Cedric. Серия Drowning. Alban Grosdidier, 2012
Justine. Серия Drowning. Alban Grosdidier, 2012
После экспозиции первой серии работ на берегу Сены, французский фотограф выставил вторую часть фотографий в дождливый день у канала Сен-Мартен, снова иносказательно (через дождь, портящий фотографии) демонстрируя то, как город может окончательно сломить человека.
Серия Drowning. Alban Grosdidier, 2012
Любителям аллегорий не только в фотографии, но и в классической живописи, возможно, будет интересно почитать описание картины «Бедствия войны», сделанное самим автором, фламандским живописцем Питером Паулем Рубенсом в письме своему коллеге, художнику Юстусу Сустермансу.
Бедствия войны. Питер Пауль Рубенс, 1638. Галерея Питти, г. Флоренция
Репродукции: Петер фон Корнелиус, Питер Пауль Рубенс