Rosneft. Bridgecars series. Валерий Романов, 2012 г.
Например, в фотографии Владислава Багно «Проба стали» видимые линии (черенок лопаты, ложка для отбора проб) дополнительно усилены воображаемыми линиями - взглядами рабочих, направленными к стакану с взятой пробой, а также линией световых окон в верхней части кадра, направленной к освещенному лицу рабочего.
Проба стали. Владислав Багно, 2011 г.
Третий ключевой элемент – это фигура, то есть часть пространства, ограниченная иными визуальными элементами – линиями, цветом, светом, текстурой или свободным пространством (другой фигурой). Естественно, в реальности фигура может представлять собой как двухмерный, так и трехмерный объект. Замечательным примером, иллюстрирующим этот визуальный элемент фотографии, является работа Владимира Ивахненко «Небо и снег».
Небо и снег. Владимир Ивахненко, 2014 г.
В работе московского фотографа-пейзажиста Сергея Ершова благодаря свету восходящего солнца возникает сильный перепад яркостей на скалах, подчеркивающий их многогранную структуру и, тем самым создается эффект объема.
Ай-Петри. Сергей Ершов, 2014 г.
Например, московскому фотографу Алексею Харитонову замечательно удалось передать текстуру песка Сахары – начиная с глубоких складок на переднем плане и заканчивая абсолютно гладкой поверхностью песчаных дюн на заднем плане. Нужно понимать, что правильная передача текстуры вызывает у зрителя верные ощущения и наоборот, потеря нужной текстуры вызовет диссонанс в восприятии работы.
Головокружительная ночь над Сахарой. Алексей Харитонов, 2014 г.
Так, в фотографии Александра Макарова цифра «1», воспринимаемая как символ, порождает сразу несколько смысловых связей: возможно, идущий человек будет первым; или он один как перст; а может, это только начало чего-то, первый этап?
Number One. Александр Макаров, 2014 г.
Равновесие может быть как симметричным (когда противопоставляемые части работы зрительно одинаковы – например, фотография Василия Клатта «Натюрморт»), так и ассиметричным (когда равновесие обеспечивается зрительными весами визуальных элементов изображения).
Натюрморт. Василий Клатт, 2014 г.
Не будет преувеличением сказать, что фотография Анзора Бухарского почти полностью построена на этом принципе – свет, падающий через дверные проемы, освещает часть стены, дверь и фрагмент красной ткани, и в этом выделенном светом и цветом пространстве принцип выделения срабатывает еще раз - в виде контраста голубой двери и черного силуэта мужчины.
Без названия. Анзор Бухарский, 2013 г.
В какой-то степени обратным принципу выделения является градация (постепенность). В данном случае элементы сочетаются путем серии постепенных изменений в этих элементах (например, от большого к малому, от светлого к темному – как это продемонстрировано в фотографии «Краеведческий музей, Ульяновск») - в противоположность выделению, четко указывающему на резкие изменения в элементах.
Краеведческий музей, Ульяновск. Валерий Романов, 2012 г.
Замечательно иллюстрирует этот принцип работа Анзора Бухарского. Тени девочек, играющих в мяч, создают дополнительные смысловые связи; теперь мальчик не только играет в мяч с взрослыми девочками, но и противостоит почти равным ему по масштабам теням с протянутыми к парнишке руками.
Без названия. Анзор Бухарский, 2013г.
В качестве примера приведем работу Марии Рыжовой «Изгибы». Обилие людей, стоящих в разнообразных сочетаниях, позах, группах подталкивают зрителя к дополнительному рассматриванию работы, создавая ощущение разнообразия и, одновременно, цельности изображения.
Изгибы. Мария Рыжова, 2014 г
Еще один из принципов - иллюзия объема, - как понятно из названия, обеспечивает такое сочетание элементов, при котором зритель начинает ощущать трехмерность изображенной сцены. Естественно, при необходимости - если того требует авторская задумка, - фотограф может сознательно избежать эффекта объемности изображения, как это сделано, например, в фотографии «Straight Symberian #1».
Straight Symberian #1. Валерий Романов, 2013 г.
Например, в фотографии Ксении Воейковой диагональное построение снимка порождает тревожное ощущение, которое еще больше усиливается расположением шара на самом краю наклонной линии.
Gehry's Sphere, Барселона. Ксения Воейкова, 2013 г.
Если создание изображения возможно двумя путями - или вдумчиво, путем осознанного подбора тех или иных элементов или спонтанно, интуитивно, - то анализ художественной формы изображения идет строго по первому пути. И в этом нам поможет совет Миттлера, рекомендующего построить карту анализа изображения:
В свою очередь, следует понимать, что даже этот, внешне регламентированный анализ по своей сути является субъективным. Результаты анализов, проведенных двумя разными людьми, будут разниться друг от друга. И это хорошо, поскольку дает возможность развиться дискуссии, что поможет фотолюбителю глубже разобраться в работе.
Построив карту, начнем ее заполнять в том порядке, в котором мы обращаем внимание на те или иные визуальные элементы.
Визуальные элементы фотографии «Проба стали»
Контурные линии «11» на фигурах рабочих как бы уточняют своими вертикалями местоположение композиционного центра кадра.
Карта анализа фотографии «Проба стали»
Попробуем теперь проанализировать фотографию Анзора Бухарского «Morning in the village».
Morning in the village. Анзор Бухарский, 2013г.
Золотистые цвета узоров (цветов) и бахромы тюля вызывают в сознании ассоциацию с чем-то роскошным («6»). В свою очередь, текстура тюля дает дополнительные детали, придающие кадру дополнительное разнообразие при сохранении визуального единства изображения («7).
Визуальные элементы фотографии «Morning in the village»
Карта анализа фотографии «Morning in the village»
Еще раз следует напомнить о том, что данный анализ является субъективным, и зритель, имеющий несколько иной культурный багаж, может увидеть в фотографии иные элементы и принципы.
Не следует забывать и о том, что цель фотографии может состоять в пробуждении воображения и мыслей зрителя, - например, как это попытался сделать автор фотографии «Line». Как образно выразилась искусствовед Вера Хлопотникова, зрителю «предлагается чистая доска, и воспринимающий должен написать на ней своим воображением то, что захочет и сможет».
Line. Валерий Романов, 2013г.
Все это подводит нас к мысли о том, что, как и в случае с анализом художественной формы, результаты анализа содержания, проводимого разными людьми, будут совершенно разными. Они во многом будут зависеть как от той информации, которую зритель (критик) собрал о работе, так и от его индивидуального мировоззрения, сформированного социально-культурной средой.
Рассмотрим фотографию Анзора Бухарского «Moon». На первый взгляд, это пример буквального отражения реальности. В то же время, автору удалось эту реальность изменить – зрителя не покидает ощущение, что женщины перекидываются не мячом, а луной, и только небольшая овальная тень возвращает нас обратно к действительности. Название работы еще больше подталкивает зрителя к авторской идее. Наверное, для данной работы применимы критерии в меньшей степени документальности и в большей – выразительности.
Moon. Анзор Бухарский, 2013г.
Финальный этап оценки – это итоговое принятие решения об успешности снимка. Любитель фотографии должен на основе всего вышесказанного сделать вывод – удалось ли автору создать произведение искусства, или же он (автор) недостаточно критически отнесся к своей работе.
По факту, для ответа на все четыре блока вопросов необходимо провести небольшое историческое исследование. И заниматься этим стоит только в том случае, если анализируемая фотография действительно имеет для зрителя какое-то значение. Ведь сбор всей необходимой информации подразумевает не только разовое ознакомление с какими-то источниками, но и постоянное посещение выставок, музеев, галерей.
Как бы то ни было, каждый человек сам принимает решение – насколько глубоко изучать тот или иной снимок. Одному будет достаточно под понравившейся фотографией просто поставить «лайк». Другому захочется понять, как автор построил композицию снимка. Третий задастся вопросом – чем вот этот кадр, получивший первое место на конкурсе, отличается от точно такого же, только его собственного. Четвертый… Ну, я думаю, вы все поняли?
Фото: Владислав Багно, Анзор Бухарский, Ксения Воейкова, Сергей Ершов, Владимир Ивахненко, Василий Клатт, Александр Макаров, Валерий Романов, Мария Рыжова, Алексей Харитонов